Оптовый интернет-магазин. Минимальная сумма заказа 5 000р.
20.02.2025

Моменты затяжки метрических болтов

Момент затяжки — важный этап монтажа болта, когда требуется применить такое усилие при закручивании гайки, которое затянет соединение прочно, но без срыва резьбы.
Итак, главной задачей во время навинчивания гайки на болт является подбор адекватного усилия. А главной проблемой при этом становится срыв резьбы.

Причины срыва резьбы

Порча болтового соединения может произойти по причине брака и дефектов. Например, резьбу срывает

  • при несоответствии шага резьбы с нормативами,
  • при несоосности по причине налипания на резьбу чужеродных субстанций,
  • при неправильной длине зацепления,
  • при повреждении зубцов,
  • при хрупкости резьбы из-за незначительного содержания углерода в сплаве
  • и в других случаях.

Вторая весьма значимая причина срыва резьбы — слишком большое усилие при завинчивании соединения. При этом может не только деформироваться резьба, но и разрушиться стержень болта. В связи с этим становится актуальным вопрос о подборе затягивающего усилия.

Выбор момента силы

Для резьбового соединения с участием болта/винта/стержня в комплекте с гайкой существуют требования к моменту затяжки. Выбор усилия, прилагаемого для закручивания соединения, определяется пробной нагрузкой.
Пробная нагрузка соотносится с понятием предела текучести металла и достигает 86-95% по отношению к нему. Это значит, что при завинчивании соединения следует остановиться буквально в шаге от того напряжения, которое приведет к деформации резьбовой части метизов.

Что влияет на момент затяжки

Какое максимальное напряжение надо создать при закручивании гайки, определяют многие параметры:

  • материал метизов,
  • класс прочности винта/болта,
  • форма, длина, шаг резьбы,
  • качество и материал прикрепляемых элементов,
  • противокоррозийное покрытие резьбовой части,
  • смазочный слой крепежа.

Итак, из-за совокупности многих критериев трудно рассчитать момент натяжения при закручивании соединения. Чаще всего мастера определяют момент затяжки опытным путем во время сборки. Однако существуют усредненные значения, на которые можно ориентироваться при первичном подходе и вносить корректировки, опираясь на реальные данные.
Усредненные значения момента затяжки представлены в таблицах.

Для черного болта (без покрытия) с коэффициентом трения 0,14.

Для крупной резьбы
Ø резьбы Класс прочности
5,6 8,8 10,9 12,9
Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр
M30,440,61,011,371,421,921,72,3
M41,011,372,293,13,054,43,875,25
M51,992,74,546,156,388,657,610,4
M63,34,67,710,511151318
M75,67,612,917,518,42521,329
M88,111192626363143
M101622375153726487
M122839658992125110150
M144562103141146198117240
M167095158215224305269365
M1895130217295309420368500
M20135184309420435590523710
M22184250420570590800708960
M2423231553472575210208991220
M2734647078910701113151013341810
M30468635106914501511205018062450
M33637865145219702042277024553330
M368191111186525302625356031564280
M3910621440242632903407462070935550
Для мелкой резьбы
Ø резьбы Класс прочности
5,6 8,8 10,9 12,9
Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр
M8x1--192728383345
M12x1,25--385253736488
M14x1,5--110150154210184250
M16x1,5--165225232315280380
M18x1,5--239325339460405550
M20x1,5--339460472640567770
M22X1,5--4496106348607741050
M24x2--57578081111009581300

Для болта/винта с оцинкованным покрытием с коэффициентом трения 0,125

Для крупной резьбы
Ø резьбы Класс прочности
5,6 8,8 10,9 12,9
Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр
M30,410,560,941,281,331,81,592,15
M40,941,282,142,93,024,13,654,95
M51,842,54,245,755,978,17,159,7
M63,14,37,39,910,31412,116,5
M75,27,712,116,516,92319,927
M87,710,517,72425342940
M101521354849675981
M122636618386,2117103140
M14425897132136185162220
M166488147200210285250340
M1889121202275287390346470
M20126171287390405550486660
M22169230390530549745656890
M242172954976757089608401140
M273204357339951032140012391680
M3043559099513501401190016812280
M33590800134918301902258022783090
M367591030174023602441331029353980
M399881340 2249 30503163429037985150
Для мелкой резьбы
Ø резьбы Класс прочности
5,6 8,8 10,9 12,9
Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр Футо-фунт Ньютон-метр
M8x1--182525353042
M10x1,25--364950686082
M12x1,25--648892125110150
M14x1,5--103140143195173235
M16x1,5--154210217295258350
M18x1,5--224305313425376510
M20X1,5--313425442600531720
M22x1,5--420570590800708

960

M24x2--53172073710008851200
Затянуть ни больше, ни меньше

Если болт был затянут не достаточно, во время эксплуатации соединение разболтается. Это может привести к порче узла или конструкции в целом.
Если болт затянут с чрезмерным усилием, это вызовет разрушение крепежа и отрицательно скажется на эксплуатации изделия.
Именно поэтому крайне важно подобрать оптимальное усилие для момента затяжки. От этого этапа монтажа будет зависеть прочность и надежность соединения.

Процесс установки резьбового узла

Вращательными движениями гайка продвигается по стержню болта вверх за счет резьбовых бороздок.
При этом шляпка болта прижимает одну рабочую поверхность сверху, а гайка — вторую поверхность снизу. За счет крутящего момента гайка максимально приближается к шляпке болта и фиксирует конструкцию.
На данном этапе возникает нагрузка на растяжение. Материал болта испытывает сопротивление, заставляющее его растягиваться, и вместе с тем металл болта сжимает элементы узла. Создается напряжение между крепежом и закрепляемыми плоскостями — предварительный натяг.
Ответственные соединения, которые выполняют важную роль в конструкции изделия, должны выполняться с учетом натяга и закрепляться до установленного крутящего момента.
При оптимальном монтаже болтового соединения стержень болта растягивается в пределах нормы, оставаясь в рамках упругой деформации. Болт находится под непрерывным напряжением и при этом устойчив к усталостному разрушению.
Если болт затягивают с применением излишних усилий, его растяжимость выходит за рамки упругой деформации. Это значит, что стержень и шляпка болта удлиняются настолько, что начинают разрушаться. Соответственно резьбовое соединение выходит из строя.
Если болт затягивается слабо, между закрепляемыми плоскостями и крепежом возникает люфт. В процессе эксплуатации готовой конструкции люфт может увеличиваться, подвергаясь вибрации и другим механическим нагрузкам. Таким образом резьбовое соединение развинчивается, узел расшатывается, что приводит к поломке изделия. В данной ситуации изначально не возникло необходимого натяга между крепежом и деталями.
Итак, с помощью крутящего момента требуется создать оптимальное напряжение в соединении «болт + гайка», чтобы узел выдерживал натяжение без деформации и порчи. Данное усилие измеряется в Ньютон-метрах (сокращенно N·m).
Для определения момента затяжки сначала экспериментально узнают пробную нагрузку крепежа. Затем прикладывают 80% усилий от пробной нагрузки, чтобы создать оптимальный момент затяжки.

Предварительный натяг: преимущества и недостатки

Предварительный натяг продлевает срок службы резьбовому соединению, так как помогает распределить эксплуатационную нагрузку на конструкцию.
Если узел установлен грамотно, с применением предварительного натяга, то болт во время эксплуатации не испытывает полную нагрузку, получаемую из вне. В этом случае нагрузка перераспределяется на закрепляемые поверхности.
Однако в случае закрепления болта без предварительного натяга сила нагрузки, поступающая в область узла, полностью ложится на болт и может его быстро вывести из строя.
Этот принцип актуален, если внешняя рабочая нагрузка меньше предварительного натяга, которым нагрузили болт. В том случае, если сила из вне больше, чем напряжение в узловом соединении, болт будет испытывать совокупность применяемых к нему натяжений.

Для чего нужна смазка в резьбовом соединении

Во время закручивания резьбового узла мастера вынуждены преодолевать силу трения. Если поверхность крепежа сухая, а металл грубой обработки, то на такое преодоление может уходить до 90% усилий и только 10% - на момент затяжки.
Но когда крепеж обработан специальной смазкой, сила трения уменьшается и крутящий момент происходит с наименьшими усилиями. Смазочные материалы в разной степени влияют на силу трения резьбового соединения. Коэффициент трения указан изготовителем в сопроводительной документации к смазке. В зависимости от потребности можно выбрать ту или иную смазку для улучшения крутящего момента.
Помимо борьбы с трением, замазка предохраняет крепеж от излишнего растяжения и разрушения во время монтажа, а также делает крепеж более долговечным.
Коэффициент трения способна уменьшить не только смазка, но и покрытие металла цинком. Оцинкованный резьбовой крепеж закручивается легче, без лишнего сопротивления.

Инструмент для установки резьбового узла

Итак, расчет момента затяжки зависит от многих критериев, часто определяется опытным путем и таблицы служат лишь приблизительным расчетом силы натяжения резьбы.
Данная работа требует точности, которую невозможно определить на глазок. Чтобы осуществить монтаж болта с конкретным моментом силы, требуется специальный инструмент, измеряющий момент стяжки. Таким инструментом является ключ с встроенным динамометром.
Динамометрический ключ обеспечивает точную затяжку крепежа с заданными параметрами. Стоит учитывать, что подобный инструмент может давать погрешность. Обычно допустимое отклонение прописывается производителем в инструкции к товару. Обращайте на эти данные внимание при монтаже.
Вместе с тем, как вы решите купить метрический крепеж, подберите под него специальный инструмент с динамометром.

Совет специалиста

Не стоит забывать о том, что болтовой узел — разъемное соединение. Это удобно при необходимости демонтажа, ремонта или реорганизации конструкции. Однако при длительной эксплуатации резьбового соединения в условиях механических, вибрационных, температурных, коррозийных и иных нагрузок — узел теряет свою прочность со временем, даже если он был установлен с оптимальным моментом затяжки.
Поэтому следует периодически проводить ревизию резьбовых узлов и корректировать их натяжение с помощью динамометрических ключей. Тогда резьбовое соединение увеличит свой срок службы.


Возврат к списку